Подготовлен законопроект о стандартизированных тарифных ставках на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения

июль 22, 2020

Подготовленный Минстроем России законопроект, по мнению отраслевого сообщества, не решает текущие проблемы подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, не способствует сокращению сроков подключения и несет ряд существенных рисков для ресурсоснабжающих организаций.

Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) отмечает, что действующий механизм расчета платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения позволяет корректно рассчитать размер платы за подключение, учитывающий реальные фактические расходы организации ВКХ на подключение.

Для организаций ВКХ стоимость по подключению уже ограничена за счет применения при расчете тарифов на подключение нормативов цены строительства (НЦС), поэтому неоправданно высокой платы за подключение нет уже и на сегодняшний день.

Установление стандартизированных ставок не соответствует принципу установления тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций ВКХ. Как результат, установление стандартизированных тарифных ставок неизбежно приведет к тому, что часть организаций ВКХ будут нести расходы сверх ставок, а часть – ниже этих ставок, принцип учета экономически обоснованных затрат не будет соблюден ни в одном из этих случаев.

Согласно проекту, разница между размером платы за подключение, рассчитанной путем применения стандартизированных тарифных ставок на подключение, и фактическими расходами организаций ВКХ на выполнение мероприятий по подключению не подлежит учету при государственном регулировании тарифов.

Стандартизированные тарифные ставки на подключение предполагают наличие у организаций ВКХ как выпадающих расходов, так и экономии, которые должны быть учтены при регулировании тарифов на водоснабжение и (или) водоотведение (во избежание возникновения у организаций ВКХ как некомпенсируемых убытков, так и необоснованной прибыли).

РАВВ также отмечает, что применение стандартизированных ставок может быть оправдано только для тех организаций, которые не обратились за установлением тарифа на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения/водоотведения.

Помимо этого, установление стандартизированных тарифных ставок на подключение может быть оправдано в тех случаях, когда организация ВКХ (в первую очередь это касается мелких организаций, а также организаций, не являющихся профессиональными участниками рынка в сфере водоснабжения и водоотведения: школы, больницы, заводы и т.д.) не получила тариф на подключение и, соответственно, подключение к сетям этих организаций невозможно. Однако, решение данной проблемы возможно в том числе путем установления критериев для объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к которым разрешается подключение (технологическое присоединение). Соответствующие поправки в отраслевой закон уже приняты, необходимо принять критерии постановлением Правительства РФ.

Законопроект противоречит п.5) ч.2 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому: 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Так же противоречит пункту 4): «достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов», так как законопроект предполагает подключение новых абонентов за счет финансовых средств уже подключенных.

Любой заявитель, подключающийся к системе ресурсоснабжения, не должен отрицательно влиять на показатели экономичности и эффективности ее работы. Новое подключение всегда должно оказывать либо положительное воздействие на систему, либо нейтральное, но ни в коем случае не должно ухудшать ее работу.

Новый потребитель всегда должен в полной мере оплачивать все необходимые мероприятия, в том числе негативные последствия для системы, возникающие вследствие своего подключения. Все изменения, которые потребитель вносит в работу системы, должны быть им скомпенсированы. Только при условии четкого понимания и оплаты новым потребителем полной стоимости всех необходимых мероприятий по подключению такой потребитель может полноценно проанализировать критерии своего подключения.

Потребители действующей системы не должны оплачивать присоединение новых абонентов. Перекладывание затрат одних потребителей на других формирует перекрёстное субсидирование и оказывает негативное влияние на сбалансированную работу централизованной системы.

Помимо этого, часть 1 законопроекта, которая вносит изменения в ч.13 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В абзаце первом указано, что плата за подключение определяется «в том числе» посредством применения стандартизированных ставок на подключение, при этом в абзаце втором указано, что ставки применяются единые на территории субъекта РФ. Таким образом, открывая возможности для установления экономически обоснованных тарифов в первом абзаце, законодатель далее пресекает инициативу хозяйствующего субъекта установлением по волеизъявлению главы региона (что одновременно является расширение властных полномочий и контрольно-надзорных функций органов власти) единой ставки, при этом остаётся не понятно из текста рассматриваемой статьи, может быть установлено несколько разных ставок, в зависимости от особенностей и условий хозяйствования, либо размер ставки будет только один для всех, т.е. в лучшем случае, две ставки: одна по холодной воде, вторая по водоотведению.

По мнению РАВВ в рассматриваемом законопроекте не описаны основные параметры расчета стандартизированных ставок. Это делает невозможной оценку реализуемости законопроекта, последствий от введения единых по субъекту Российской Федерации стандартизированных ставок платы за подключение и формирование выводов о целесообразности утверждения законопроекта и рисках, которые он несет. Как следствие, законопроект создает недопустимую правовую неопределённость и устанавливает необоснованно широкие пределы усмотрения, что является коррупциогенным фактором.

В случае принятия проекта в предложенной редакции, переходный период должен быть составлять 3‒5 лет для отражения изменений законодательства при рассмотрении долгосрочных параметров регулирования.

В итоге РАВВ отмечает, что фактическая стоимость мероприятий у каждой организации формируется рыночным путем в соответствии с нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому к ресурсоснабжающим организациям предъявляются достаточно строгие требования по анализу рынка в процессе закупок и по выбору наиболее экономичных поставщиков. Помимо этого, отчетность регулируемых организаций проходит множество проверок уполномоченными органами государственной власти. Соответственно, стоимость реализации мероприятий, определенная в соответствии с конкурсными процедурами, является достоверной и экономически обоснованной. При этом дополнительно к вышеизложенному стоимость реализации отдельных мероприятий по подключению в настоящий момент сравнивается с укрупнёнными нормативами цен строительства. Статистика показывает, что укрупнённые нормативы цен строительства стабильно оказываются заниженными в полтора-два раза и более по сравнению с фактом и, соответственно, недостаточными для финансирования мероприятий по подключению. Это означает, что на рынке отсутствуют предложения по выполнению данных мероприятий по цене, равной укрупнённым нормативам строительства. Оплата новым потребителем заниженной стоимости подключения формирует перекрестное субсидирование.

Стоимость подключения новых объектов будет искусственно занижена. Это означает, что проблемы строительного бизнеса по подключению лягут на уже подключенных потребителей ресурсоснабжающих организаций. Если государство считает, что представителям строительной отрасли необходима финансовая поддержка, то оно должно обеспечить источник возмещения без дополнительной нагрузки на существующих потребителей отрасли ресурсоснабжения. Потребители действующей системы ранее уже оплатили создание инфраструктуры по полной стоимости подключения, а их заставляют оплачивать инфраструктуру повторно.

Итоговое заключение РАВВ по законопроекту:

  • Законопроект приведет к повышению непрозрачности ценообразования в централизованных системах ресурсоснабжения и выходу потребителей из нее.
  • Законопроект не содержит обоснования экономических последствий его принятия.
  • Законопроект не решает проблемы сокращения сроков подключения.
  • Законопроект отменяет существующий подход к формированию платы за подключение на основании схем водоснабжения/водоотведения/теплоснабжения и инвестиционных программ.
  • Расширяет контрольно-надзорные функции органов власти, и, следовательно, законопроект должен рассматриваться в рамках механизма «регуляторной гильотины».

Источник